"Продолжаю работать в профессии, чтобы соответствовать легендам": Константин Хабенский о руководстве театром и нехватке времени на кино

В октябре 2023 года исполнилось 125 лет МХТ. Два года назад его возглавил Константин ХабенскиЙ в качестве художественного руководителя. В интервью в преддверии знаменательной даты артист рассказал о том, как с его приходом изменился театр, и о нехватке времени на кинематограф.

С юмором все в порядке

В беседе с Константином Хабенским корреспондент отметил, что у того все в порядке с юмором. Когда актер приступил к руководству театром, его должность на табличке, висевшей на дворе кабинета, стала выглядеть не совсем обычно.

Она называлась:

Начинающий художественный руководитель.

Хабенский пояснил, что его целью было сбить официоз. Ведь после назначения к нему образовалась очередь из коллег и представителей театральных цехов, у которых накопилась масса просьб и пожеланий. И он хотел, чтобы не создалось впечатления, что он начал править, сев на трон. Хотел нормального человеческого разговора. И фотография с надписью выполнила свою задачу, люди заходили в кабинет с улыбкой.

Через некоторое время, когда команда уже успела что-то сделать, было сверстано расписание будущих премьер, Константин решил, что каждой шутке свое время. Табличку сняли, а худрук начал набираться опыта, однако не "тронного", а касающегося размышлений и действий, связанных с театром.

По прошествии года табличка выглядела следующим образом:

Художественный руководитель с годовалым стажем.

На фотографии артист был с бородой и в шрамах. Это фото из сериала "Метод". Руководитель МХТ признался что за год набил множество шишек, но остался жив. Теперь эта вывеска прикреплена на холодильник в подсобке.

Трепета перед авторитетами не испытывает

Хабенский работает в кабинете, в котором ранее находились сначала Олег Ефремов, затем Олег Табаков. На вопрос о том, не испытывает ли он особого трепета в этих стенах, актер ответил отрицательно. Он сказал, что, видимо, в силу воспитания или отношения к делу (именно к делу, а не к людям), ни входя в кабинеты, ни занимая один из них, он особого благоговения не испытывает.

Хабенский, конечно, осознает, что здесь сидели замечательные люди, на которых он и его коллеги равнялись и равняются сейчас. Но ничего более. Артист понимает, что ему далеко до уровня легенд, но он продолжает совершенствоваться в профессии.

Вот слова худрука об этом:

Понимая и зная историю этого театрального пространства, заходить сюда каждый раз и размышлять о том, соответствую ли я тем великим, кто выходил на подмостки Художественного театра? Я точно скажу: "Не соответствую". Но я продолжаю работать по профессии для того, чтобы, может быть, чуть-чуть соответствовать тем великим легендам, которые были здесь.

Сразу взял быка за рога

Придя в МХТ, Константин Хабенский сразу взял быка за рога. Так, был запущен интересный проект под названием "АРТХАБ". Работа этой творческой лаборатории направлена на то, чтобы искать новые имена и среди драматургов, и среди режиссеров для неожиданных репертуарных решений.

На основной сцене по-прежнему идут постановки пьес Шекспира, Чехова, Булгакова. Но в афишах теперь присутствует и много новых названий. Это проект для Новой экспериментальной сцены. К юбилею театра вышел спектакль "9 ряд, 10, 11 место", срежиссированный Денисом Азаровым по пьесе Юлии Поспеловой.

Вслед за премьерой было принято решение о том, что спектакль войдет в репертуар. Он является признанием в любви людям, которые отдали свою жизнь служению МХТ. Действие происходит в разные годы. Влюбленные пары - это герои пьесы, артисты и служители. Они в продолжение всей жизни смотрят "Трех сестер", покупая билеты в девятом ряду на одни и те же места. Они питают друг к другу нежные чувства, не подозревая, что это взаимно.

В этой постановке Хабенский сыграл рабочего сцены. Он назвал эту роль символичной. Сам нынешний художественный руководитель начинал свою карьеру с работы монтировщиком в Ленинграде, в театре-студии "Суббота". Вот такой жизненный виток получился.

Со спектаклями явно перебор

Сейчас в МХТ очень большое количество спектаклей. Задействованы огромные ресурсы всех цехов и всех служб, участвующих в прокате спектакля, а не только актерского состава. По прошествии года Константин осознал, что нужно умерить аппетиты, как-то затормозить бег. Потому что премьеры должны готовиться и проходить спокойно, играться по-человечески. Чтобы не было очередей, как с примами-балеринами, ждущими иногда по полгода выхода на сцену, чтобы исполнить ту или иную партию.

Сам Константин Хабенский занят в репертуаре довольно плотно. Он признается, что сам он особенно этого не хотел. Это скорее является необходимостью. Артист рассказал, что недавно, стоя у входа, он общался с замечательной женщиной, отвечающей за театральное хозяйство. Она сказала, что у него фантастическая работоспособность, ведь он задействован в большом количестве спектаклей. И тут Хабенский осознал, что со спектаклями явно перебор.

Иногда нужно проявлять жесткость

Журналист поинтересовался у худрука, как он, находясь на этой должности, общается с актерам, которые еще вчера были его коллегами, и кто-то из них мог похлопать Константина по плечу. Существует ли сегодня какая-то дистанция? Хабенский ответил, что его уже давно зовут Константином Юрьевичем.

Ему кажется, что он нормально общается с подчиненными. Главное, чтобы общение было человеческим. Порой приходится проявлять жесткость, чтобы, опираясь на собственный опыт, подсказать, куда идти не нужно. Иногда кто-то из коллег вдруг решает, что за один месяц надо заработать все деньги. Но с такими идеями, конечно, нужно быть поаккуратнее.

Но если Хабенский видит, что человек горит своей задумкой, понимает, что и для чего он делает, если готов прилагать все силы для достижения цели, он старается приходить на помощь в организационном плане.

Намечается возвращение в кинематограф

В какое бы время ни приезжать в МХТ, машина художественного руководителя всегда находится здесь. Некоторые шутят, что он буквально живет в театре. На что Константин говорит, что он не ночует на работе, что уже хорошо. Вечером он возвращается домой, общается с родными. Что касается друзей, то с ними чаще из-за недостатка времени приходится встречаться в служебном кабинете.

Такие контакты направлены на то, чтобы вернуться на киноорбиту, а для этого нужна максимальная уверенность, что здесь все идет хорошо. Нужно отметить, что в последнее время Хабенский редко появляется на экране. Это он объясняет нехваткой времени. Он не хочет делать две работы параллельно.

Работа в кино ему знакома больше, тогда как худрук театра - это в его жизни новый университет, многому приходится учиться, делать семимильные шаги, чтобы освоить науку управления и планирования. Ведь на актерском факультете в театральном институте таким предметам не учат.

Но сейчас, кажется, обозначился просвет, и артист надеется, что с нового года он будет потихоньку возвращаться в большой кинематограф. Команда в театре, которой худрук доверяет, сложилась, планы на следующие сезоны сверстаны, и теперь работа будет идти в более спокойном темпе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В каких фильмах вам запомнился Константин Хабенский?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.