«Хромые утки» работают на грани бесполезности: плюсы и минусы зооморфизма в мире бизнеса

Под зооморфизмом подразумевается ассоциирование людей с животными, с их качествами. Часто это понятие используется в религиозных верованиях, где божества выступают в облике священных животных. При этом зооморфизм используется также в мире бизнеса, в частности, когда речь идет об обозначении масштаба компаний.

«Единороги» и «десятироги»

Единороги представляют собой частные высокотехнологичные предприятия-стартапы, стоимость которых превышает 1 млрд долларов (порядка 92 млрд рублей). Десятироги оцениваются более чем в 10 млрд долларов (около 920 млрд рублей). По состоянию на сентябрь 2023 года насчитывалось 1266 активных единорогов, большинство из которых находились в Соединенных Штатах и Китае. Команды-основатели юникорнов демонстрируют схожие черты, включая:

  • хорошо образованных основателей-одиночек с предыдущим опытом работы в сфере высоких технологий;
  • высокую однородность среди основателей в отношении работы и образования;
  • сменяемость руководства генерального директора перед событием ликвидности.

Как сетевые эффекты, так и когнитивные предубеждения, как правило, предрасполагают единорогов к успеху, поскольку такие предприятия с самого начала приобретают доброжелательность, доверие, финансовые ресурсы и психологическую преданность со стороны заинтересованных сторон.

«Газели»

Этим предприятиям менее 5 лет, и их численность увеличивается более чем на 20% в год. Эти стартапы обычно предлагают отдельные инновационные продукты и связаны со средой, в которой они существуют, что влияет на их эффективность.

«Слоны»

Это огромные организации, признанные во всем мире и закрепившиеся на различных рынках. Они являются лидерами в своих отраслях и обладают обширными операционными структурами, богатой корпоративной историей и ресурсами. Хотя их финансы кажутся безграничными, им, как правило, не хватает гибкости, и они медленно принимают решения. Их крайне бюрократический характер заставляет их избегать риска, отдавая предпочтение безопасности и предсказуемости.

«Гориллы»

Они представляют собой доминирующих лидеров с внушительным присутствием на рынке и обширными ресурсами. Они устанавливают отраслевые стандарты, стимулируют инновации и обладают высокой способностью к росту. «Гориллы» стремятся к сотрудничеству с небольшими предприятиями и используют локализованные инновации для укрепления своих конкурентных преимуществ. Однако этим небольшим предприятиям часто отводится роль субподрядчиков с низкой маржой.

«Драконы»

Оценка этих предприятий достигает 12 млрд долларов (примерно 1,1 трлн рублей) или более после учета венчурного финансирования. В то время как многие «единороги» и «десятироги» обычно не имеют долгосрочной ценности и имеют непрочный фундамент, «драконы» всеобъемлющи, цепки и доминируют на своих рынках.

Они стратегически выстраивают настоящие защитные модели и не тратят свои ресурсы на приобретение доли рынка, как в случае со многими «единорогами» или «десятирогами», достигая долгосрочной устойчивости. Они также ценят прибыльность превыше масштаба, что делает их образцами предпринимательства.

«Фениксы»

Эти предприятия то развиваются, то приходят в упадок. Они позволяют преобразовать проблемные компании в новые, обеспечивая тем самым непрерывность процесса. Компании, которые не могут погасить свои долги, прекращают свое существование и ликвидируются, а на их месте появляются новые предприятия.

«Хромые утки»

Эти компании испытывают серьезные трудности из-за устаревших бизнес-моделей и других проблем. Они находятся в сложном финансовом положении, что мешает им работать эффективно. Кроме того, они не оказывают значимого влияния, не вызывают доверия у заинтересованных сторон и не обладают конкурентными преимуществами. Без кардинальных изменений и инноваций эти компании рискуют прекратить свое существование.

«Мыши»

Это небольшие компании, в которых работает до 20 человек. Они предлагают уникальные продукты и услуги, основанные на социальных миссиях и инновациях. Такие организации привлекают внимание крупных корпораций, что может сделать их уязвимыми для поглощения.

Они устанавливают прочные связи с клиентами, основанные на общих ценностях и социальных принципах. Структура их организаций неразрывно связана с их миссией. Из-за своего небольшого размера эти компании могут легко пострадать от неблагоприятных рыночных условий, например, от «черного лебедя» — так называют неожиданные спады на рынке.

Плюсы и минусы использования зооморфизма в предпринимательской сфере

Среди плюсов употребления зооморфных ассоциаций в мире бизнеса можно назвать их яркость и образность. Действительно, разного рода идиомы, крылатые выражения, метафоры способны украсить любую речь во всех языках.

Такие приемы с удовольствием используют литераторы, журналисты, рекламщики, чтобы привлечь внимание читателей и потребителей. Кроме того, использование зооморфизма в обозначении масштаба компании позволяет избежать перегрузки текста сложными экономическими конструкциями, давая при этом точную характеристику.

Среди минусов описываемого приема называются следующие:

  1. Зооморфные ассоциации непонятны бизнесменам и потребителям в ряде стран. Например, таких, как Эквадор, где 32% граждан являются предпринимателями, и Буркина-Фасо, где предприниматели составляют 34% населения.
  2. Многие предпринимательские начинания терпят неудачу, и их статус может быстро измениться. Поэтому не следует поспешно присваивать им то или иное обозначение.
  3. В совокупности «животные» модели бизнеса концентрируются на результатах. В то время как для исследователей, так и для общественности более информативно понимать происхождение и эволюцию стартапов, чтобы обеспечить повторение успеха.

Таким образом, применение зооморфизма в предпринимательской сфере требует определенной корректировки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы применение зооморфизма в мире бизнеса удачным приемом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.