Обнаружены фрески из черной комнаты: спустя 2000 лет раскрыт секрет Помпеи

Около двух тысяч лет назад произошла ужасная катастрофа: Помпеи, древний город Римской империи, располагавшийся неподалеку от Неаполя, был похоронен в результате извержения Везувия. В 79 году город покрыл слой пепла, все его жители погибли.

Теперь здесь находится музей под открытым небом. ЮНЕСКО внесла его в список Всемирного наследия. Недавно археологами, которыми здесь сделано уже множество удивительных открытий, было обнаружено несколько новых фресок на улице Виа ди Нола. Это одна из самых протяженных улиц в Помпеях. Фрески нанесены на стены в здании, ранее являвшемся частным владением.

Встреча Елены с Парисом

На одной из фресок, недавно обнаруженных археологами в Помпеях, изображена первая встреча Елены Прекрасной с царевичем Парисом. Это персонажи древнегреческой мифологии, преступная любовь и бегство которых стали причиной Троянской войны, разгоревшейся между коалицией, состоявшей из ахейских царей, и Троянским царством в 12-м веке до н. э. Елену также называют Троянской или Спартанской. Первоначально древние греки рассматривали Елену в качестве божества плодородия, почитавшегося в Спарте.

Комната для представлений

Данная фреска найдена в так называемой черной комнате. Эта комната находится в большом банкетном зале, в частной резиденции, расположенной на улице Виа ди Нола. Свое название это помещение получило из-за стен, выкрашенных в черный цвет. По одной из версий, этот цвет был выбран для маскировки сажи от масляных ламп, которые использовались для освещения.

По другой версии, после захода солнца здесь устраивались представления, сопровождающиеся употреблением горячительных напитков. Когда актеры двигались под музыку в свете мерцающих масляных ламп на фоне черных стен, это создавало особую, волшебную атмосферу. Таким образом, черные стены выступали в качестве эффектных декораций.

При этом белый мозаичный пол в этом зале резко контрастирует со стенами. Он состоит из миниатюрных плиток, из которых составлены замысловатые узоры. Таких плиток насчитывается более миллиона.

Аполлон, соблазняющий Кассандру

У древних греков и римлян Аполлон — один из двенадцати Олимпийцев, являющийся богом солнца, а также покровителем искусств и предсказателем будущего. Кассандра — это троянская царевна, которая предвидела гибель Трои. Даром предсказания ее наделил Аполлон. Влюбившись в Кассандру, он стал добиваться от нее взаимности, но девушка ответила ему отказом. В наказание бог солнца повлиял на то, чтобы предсказания пророчицы не пользовались доверием. В результате ее имя превратилось в нарицательное, Кассандру стали считать вестницей несчастья.

Вторая из недавно обнаруженных в Помпеях фресок как раз и изображает Аполлона, который пытается соблазнить Кассандру. По мнению археологов, уникальность этой фрески состоит в том, что она была создана незадолго до смертоносного извержения Везувия в 79 году. Поэтому она довольно хорошо сохранилась. Тогда как почти все изображения, найденные прежде, уже сильно пострадали от времени.

Леда и лебедь

Леда является еще одним персонажем древнегреческих мифов, согласно которым она была весьма привлекательной женщиной царских кровей, с белоснежной кожей и черными волосами. Ее мужем был Тиндарей, царь Спарты. Красота Леды привлекла самого Зевса, владыку Олимпа. Чтобы овладеть ею, он предстал перед женщиной в образе лебедя. В результате Леда снесла, по одной из версий, два яйца, по другой — три. В первом варианте мифа из яиц появились Полидевк и Елена, во втором — Кастор, Полидевк и Елена.

Кастор и Полидевк впоследствии стали почитаться как покровителями моряков. Их также связывали с верховой ездой. В честь них было названо созвездие Близнецов. А Елена - это та самая Елена Прекрасная, которую похитил Парис и из-за которой разгорелась Троянская война. На третьей фреске, располагающейся в черно комнате, представлена Леда, которая держит в руках лебедя.

Женщина с блюдом

На этом сюрпризы черной комнаты не закончились. Археологам удалось обнаружить здесь еще одну фреску. Несмотря на то что, в отличие от трех предыдущих, эта фреска сильно повреждена вулканическим пеплом, на ней все же можно рассмотреть женскую фигуру с блюдом в руках. Ученые продолжают раскопки в Помпеях, надеясь на новые открытия. По имеющимся сведениям, под наслоениями находится еще порядка одной трети погребенного под пеплом города, которые предстоит исследовать.

Бегство Фрикса и Геллы

Немногим раньше археологи нашли еще одно произведение искусства древних римлян, которое они назвали потрясающим. Речь идет об изображении Фрикса и Геллы в Доме Леды. Это сооружение хорошо известно прекрасными настенными росписями. Фрикс и Гелла — это дети царя Афаманта, сына Эола, бога ветра. Их мать — Нефела, титанида облаков.

Вторая супруга Афаманта по имени Ино вызвала неурожай в Фессалии, когда сожгла семена. Коварная женщина подкупила послов, отправившихся к дельфийскому оракулу. Они сообщили, что Фрикса и Геллу нужно принести в жертву Зевсу, чтобы прекратить неурожай.

Их мать (по другой версии, богиня Артемида), спасая брата и сестру от ненависти Ино, послала им золоторунного волшебного барана, чтобы он переправил их в Колхиду. В результате Гелла упала в воду и утонула. Пролив получил название Геллеспонт, что означает «море Геллы». Сегодня он называется проливом Дарданеллы — в честь города Дардании, расположенного неподалеку.

Фриксу же удалось добраться до Колхиды. Там он в благодарность за спасение принес волшебного барана в жертву богу Зевсу. А золотое руно разместил в роще Ареса на дубе. В честь животного, спасшего Фрикса и вознесенного на небо, названо созвездие Овна.

Фреска сохранилась неполностью

На фреске в Доме Леды зафиксирован момент из мифа, когда брат сидит верхом на баране, а сестра тонет в море. Гелла тянет руки к Фриксу, обращаясь к нему за помощью. К сожалению, эта настенная роспись дошла до нас не полностью. Верхняя правая часть произведения искусства утрачена, а ближе к центру видны две заметные трещины.

Тем не менее, учитывая, что возраст фрески приближается к двум тысячелетиям, ее состояние можно назвать хорошим. Ведь она почти не утратила яркость красок и замысловатый рисунок. Сотрудники археологического парка Помпей называют это открытие «волшебным», делясь своим восторгом от созерцания древней живописи.

Раскопки продолжаются

Раскопки в Доме Леды и в других частях Помпей, известном замысловатыми настенными росписями, продолжаются. Эксперты надеются, что недавно найденные фрески будут выставлены на всеобщее обозрение. Музей под открытым небом привлекает пристальное внимание туристов. Его осматривают почти четыре миллиона посетителей в год.

До того как произошло извержение Везувия, Помпеи были процветающим и богатым римским городом с населением около 11 000 человек. В результате природного катаклизма на него были выброшены расплавленная порода, измельченная пемза и горячий пепел со скоростью 1,5 миллиона тонн в секунду. Катастрофическое событие разрушило город Помпеи, а также Геркуланум, Торре-Аннунциата и Стабии, в результате чего погибло до 16 000 человек.

После извержения тела жертв в Помпеях хранились в защитной оболочке из пепла, прежде чем они окончательно разложились. С середины 1800-х годов пустоты, оставленные этими телами, в конечном итоге были заполнены гипсовыми слепками, чтобы воссоздать их последние мгновения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы интересуетесь археологическими открытиями?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.