ЭВАК в Казахстане, eCall в Евросоюзе: какие аналоги российской системы "ЭРА-ГЛОНАСС" существуют в мире

"ЭРА-ГЛОНАСС" - это система навигации в автомобилях отечественного производства, которая находится в контакте со всеми службами спасения и активирует их при нажатии водителем кнопки SOS. Как именно работает "ЭРА-ГЛОНАСС", действительно ли она помогает в экстренных ситуациях и какие аналоги этой системы используются в других странах - об этом в нашей статье.

Эра "ГЛОНАСС"

Сказать, что сейчас мы живем в эру или эпоху системы "ЭРА-ГЛОНАСС", легко сможет каждый автомобилист, который использует ее в своей машине. Ведь на самом деле мир безопасного вождения авто разделился на время "до" и "после" появления этой разработки в 2013 году.

И вот, спустя 10 лет после первого запуска, к "ЭРА-ГЛОНАСС" был подключен 10-миллионный автомобиль. Учитывая, что полный запуск в промышленных масштабах после двух лет экспериментов был произведен лишь в 2015 году, это больше миллиона подключений ежегодно. Разумеется, с каждым годом количество водителей, выбирающих безопасность с "ЭРА-ГЛОНАСС" заметно увеличивается.

Символично, что 10-миллионным автомобилем с системой стала машина марки "Лада-Веста". Символично потому, что и самым первым авто, подключенным к "ЭРА-ГЛОНАСС" была именно LADA Vesta. Этот момент подчеркнул в своем выступлении и Алексей Райкевич, являющийся Гендиректором АО "ГЛОНАСС":

Факт того, что LADA Vesta – первый и одновременно 10-миллионый автомобиль с "ЭРА-ГЛОНАСС", говорит о приверженности производителя обеспечивать высокий уровень безопасности миллионов автовладельцев. Также система становится в руках автомобилистов инструментом взаимопомощи. Сегодня порядка 5% вызовов не относятся к ДТП. Автовладельцы нажимают кнопку SOS, если стали свидетелями различных происшествий в пути, увидели, например, что водителю в попутной машине стало плохо, сообщают о лесных пожарах и возгораниях зданий.

Но 10-миллионный юбилей - не последний на счету системы. Уже совсем скоро можно будет отметить 350 000 принятых и благополучно переданных аварийных вызовов, сделанных с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС". Разумеется, радость не от количества аварий и аварийных случаев, а от того, что на все из них была оказана своевременная реакция. К слову, средний показатель времени, за которое спасатели получают точные координаты попавших в беду автомобилей или ставших свидетелями несчастных случаев, и спешат на помощь, - 19 секунд.

А еще "ЭРА-ГЛОНАСС" срабатывает и посылает сигнал бедствия автоматически, если случается тяжелая авария и водители просто не могут нажать на кнопку SOS. 80% из всех вызовов службы помощи через систему были сделаны именно таким автоматическим способом, и благодаря этому участникам аварии оказывалась помощь, о которой у них даже не было возможности попросить. Более того, 50% сообщений, принятых системой, были сделаны из мест, удаленных на 30 и больше км от населенных пунктов - то есть в лучшем случае службы спасения добирались бы гораздо дольше, в худшем - их даже некому было бы вызвать.

Уже одни эти цифры подтверждают - "ЭРА-ГЛОНАСС" является эффективной системой, напрямую повышающим безопасность всех участников дорожного движения, а так же безопасность мест, которые можно увидеть из окна автомобиля.

Как работает система

Когда водитель автомобиля, подключенного к системе "ЭРА-ГЛОНАСС", нажимает на кнопку SOS, в первую очередь посылается сигнал на спутник, который определяет координаты источника сигнала бедствия. Почти одновременно устройство, работающее на основе сотовой связи, отправляет сигнал оператору, который включает автомотическое голосовое сообщение и координаты, а оператор, в свою оечередь "звонит" в пострадавший автомобиль и передает аварийный сигнал экстренным службам.

По ГОСТу система "ЭРА-ГЛОНАСС" самостоятельно распознает такие столкновения, как фронтальное, боковое, а так же удар сзади. При такой ситуации срабатывает автоматический сигнал, и оператору поступают координаты, степень тяжести столкновения (определяется по алгоритмам), количество пристегнутых ремней (чтобы определить количество пассажиров), и все это с отметкой экстренного сообщения. Если все операторы будут заняты, они получат СМС, что произошла авария, а сигнал SOS не поступил.

В Евросоюзе eCall, в Японии - ECall

Страны Евросоюза начали работу над схожей программой еще в 2001 году и планировали, что в 2015 году абсолютно все автомобили, продаваемые и региструемые на этой территории, будут обладать устройствами для навигации и коммуникации в аварийных ситуациях.

Однако, несмотря на разработки, начавшие значительно раньше российских, европейская система eCall была запущена лишь в 2018 году и во многом стала аналогом "ЭРА-ГЛОНАСС". Еще в процессе разработки планировалось, что eCall будет системой, способной взаимодействовать с "ЭРА-ГЛОНАСС", для повышения работоспособности обоих устройств и безопасного передвижения как российских автомобилей по дорогам Евросоюза, так и наоборот - европейских авто по дорогам России. В данный момент информационное взаимодействие налажено только между финской версией eCall.

Так как eCall создавался по аналогии с нашей системой, его принцип работы является таким же вплоть до условий автоматического срабатывания и нажатия кнопки SOS.

Как и "ЭРА-ГЛОНАСС" в России, eCall является обязательным устройством на территории многих стран Евросоюза, например в Германии для грузовиков, а в Швейцарии для всех авто.

После запуска eCall многие европейские СМИ писали, что Россия успешно обогнала Европу при создании столь важного устройства, и теперь Евросоюз должен пользоваться русским опытом и ориентироваться на него.

Несмотря на схожее название, японская система ECall никак не связана с европейской. В Японии еще в 80-х годах была разработана и реализована транспортная система для интеллектуальной автоматизации дорожного движения. Тогда же на автомобили и начали массово устанавливать системы под названием ECall, способные осуществлять двунаправленную связь между водителями и операторами служб экстренной помощи.

В Казахстане действует "ЭВАК"

Название "ЭВАК" расшифровывается как "Экстренный Вызов при Авариях и Катастрофах". Система, задействующая в своей работе сигналы спутников и ГЛОНАСС, и GPS, была запущенна в массовое производство в 2019 году. С этого же года началось сотрудничество нашей и казахстанской систем, что взаимно повышает безопасность водителей авто обоих стран.

В США - NG9-1-1

Система NG9-1-1 в США работает не только для автомобилей - с 2006 года она позволяет использовать людям, попавшим в беду, любое средство связи бесплатно для вызова служб помощи. Одним из устройств, подключенных к системе, являются датчики в машинах, которые автоматически срабатывают при авариях. Несмотря на внедрение во всех штатах с 2010 года, эта система во многом уступает нашей "ЭРА-ГЛОНАСС".

К слову, это признают и сами американцы - как минимум открыто заявляя, что сама навигационная система ГЛОНАСС превосходит систему GPS. Это связано с тем, что система ГЛОНАСС является одной из немногих в мире со способностью работать на всем земном шаре. К сожалению, хотя мощности GPS вполне хватило бы, чтобы работать так же, правительство Соединенных Штатов и Пентагон не хотят допускать этого из соображений собственной безопасности, так как система является очень уязвимой и несет риск вторжений в информационное поле страны.

Бразилия продолжает работать над системой SIMRAV

Система подобного типа в Бразилии называется SIMRAV, и изначально она создавалась в качестве противоугонной - дело в том, что по кражам автомобилей и другого транспорта именно эта страна находится на первом месте. Но в процессе стало понятно, что ее можно использовать и для комплексного мониторинга машин, в том числе оказывать экстренную помощь в случае аварий. Но работа над улучшением системы продолжается. К слову, с 2013 года строятся планы по оснащению SIMRAV всех автомобилей на территории страны, но они пока не осуществились. А создание и внедрение системы до 2013 года откладывалось аж 8 раз.

В ОАЭ - европейская система eCall с редакцией ESMA

В ОАЭ с 2021 года пользуются европейской системой eCall, но не в оригинальном виде, а подстроенной под стандарты ESMA - национальной службы Объединенных Арабских Эмиратов по надзору за СМИ, ИТ и сферой связи.

"ЭРА-ГЛОНАСС" в Китае

В сентябре стало известно о планах правительства КНР объединить "ЭРА-ГЛОНАСС" со своей навигационной системой Beidou и использовать так же, как система используется в России. Стоит заметить, что Beidou, как и "ГЛОНАСС, полностью охватывает весь земной шар.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Подключен ли ваш автомобиль к системе "ЭРА-ГЛОНАСС"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.